Университеты в поисках эффективности

Как российские вузы создают ценность для государства, бизнеса и общества

Университеты в поисках эффективности

Высшая школа экономики

Какие факторы влияют на благополучие студентов и преподавателей? Допустимо ли использовать показатели финансового результата для оценки деятельности университетов? Ориентируются ли университеты при выборе стратегии на показатели экономической эффективности? Эти и многие другие вопросы обсуждали участники открытого семинара «Экономическая эффективность и качество финансового менеджмента: инструменты для благополучия сотрудников и студентов». Семинар состоялся 22 октября в Институте образования НИУ ВШЭ в рамках XV (юбилейной) Международной конференции исследователей высшего образования. Тема конференции этого года — «Высшее образование: баланс эффективности и благополучия». 

Как построить вуз будущего

Объемы бюджетного финансирования мер поддержки университетов растут с 2020 года. Значительные объемы финансовых средств направлены на улучшение условий обучения и развития обучающихся и работы сотрудников (например, стартовала новая программа повышения размера оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин), создание принципиально новой среды обучения (например, реализуется программа кампусов мирового уровня в девяти российских городах, продолжается программа по ремонту общежитий). 

Увеличение объемов поддержки со стороны государства требует от университетов поиска новых инструментов и подходов к управлению эффективностью использования бюджетных средств, обеспечению паритетной ответственности за развитие и повышению финансовой устойчивости. 

Между тем Минобрнауки России столкнулось с ситуацией, что не все университеты готовы внедрять новые практики. «Мы понимаем, что видение в командах вузов разное, концепции развития отличаются друг от друга, и эволюционно пришли к тому, чтобы выработать некие единые подходы», — отметил, открывая семинар, директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Аслан Канукоев.

В 2024 году ведомство организовало полномасштабное обсуждение этих вопросов буквально со всеми университетами страны в рамках цикла семинаров-совещаний в формате стратегической сессии «Стратегическое развитие университетов: трансформация финансовой модели». Прошло уже три мероприятия, впереди еще три, и сейчас самое время обсудить некоторые наблюдения и промежуточные итоги, добавил он. 

Аслан Канукоев представил результаты, которые были получены в ходе работы на семинарах, и отметил, что более 60% университетов выбирают стратегию использования возможностей, нацелены на повышение эффективности и обеспечение роста доходов. Докладчик особо подчеркнул, что для реализации такой стратегии университет должен создавать ценность для: 1) государства; 2) заказчика и потребителя; 3) инвестора; 4) для самого университета. Переход к модели создания ценности потребует трансформации финансовой модели. 

С точки зрения директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерия Катькало, обеспечение экономической эффективности не противоречит целям в области благополучия сотрудников и студентов, более того, является необходимым условием их достижения. «Все или почти все новации в современном менеджменте, которые родились когда-то в корпоративной среде, не только полностью применимы в университетском менеджменте. Сегодня, в том числе в нашей стране, они крайне востребованы. Университеты XXI века во многом конкурируют между собой прежде всего на основе бизнес-моделей. Современные вузы, особенно ведущие, уже не конкурируют просто как организации друг с другом, сегодня конкурируют экосистемы, которые университеты создают вокруг себя», — считает спикер. 

Как полагает председатель Комитета по интегрированной отчетности, управляющий директор блока «Финансы» Сбера Иван Тополя, применение модели создания ценности для формирования стратегии университета не только возможно, логично, но и насущно необходимо.  

Представляя на семинаре доклад «Как университеты создают ценность?», он отметил, что модель управления и университетом, и коммерческой организацией важно рассматривать на трех уровнях: уровень предназначения (аксиологический), партнерско-адресный уровень (кто является нашими стейкхолдерами, в чем будет проявляться ценность, которую мы создаем?), уровень бизнес-модели. 

Высшая школа экономики

Первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Даниил Сандлер представил доклад «Стратегирование и экономическая устойчивость: поиск измеримого целеполагания».

«Преобладающая часть студентов в мире выплачивает разные суммы за одно и то же образование. Другая закономерность — теория зависимости затрат от выручки Ховарда Боуэна. Университет склонен тратить весь объем доступных ресурсов. Также верна и обратная пропорция: разные вузы достигают одинаковых образовательных результатов при существенно различающихся затратах», — считает эксперт. 

«Статистика проблем, сопровождающих кассовый разрыв вузов, помогает выявить ключевые узкие места. Это планирование в отрыве от численности студентов, избыточный имущественный комплекс, внутренняя изолированность процессов и служб вуза, отсутствие оптимальной последовательной стратегии развития. При этом две трети так называемых проблемных вузов, принимая те или иные решения, опираются на экономические критерии», — привел он результаты федерального исследования. 

«Мы идентифицировали четыре группы высших учебных заведений в зависимости от уровня доходов ППС и от доли доходов от исследовательской деятельности, выявили четыре типа стратегии. Оказалось, что в экономически неуспешных вузах, то есть с доходом ППС ниже порогового значения, преподавательская нагрузка выше. Чем больше работает преподаватель, тем меньше он получает», — привел он результаты другого исследования. 

Высшая школа экономики

Подводя итог дискуссии, проректор НИУ ВШЭ Шамиль Ахметов отметил: «Прибыль — это не цель, а результат хорошего менеджмента. И в этой ситуации мы говорим о том, что наша деятельность должна определяться эффективностью. При этом пороговое значение этой эффективности требует, конечно, дополнительного аналитического формирования». 

Нельзя измерять деятельность университета только по финансовым показателям. «С другой стороны, их нельзя не учитывать, поскольку в этом случае отрицательный или положительный денежный поток может создавать как краткосрочные, так и долгосрочные проблемы», — добавил проректор НИУ ВШЭ.  

«Мы глубоко убеждены, что экономическая модель у всех университетов одинаковая. Чем мы друг от друга отличаемся? Мы отличаемся коэффициентами, которые характеризуют наши производственные и иные инструменты — те, что мы используем при реализации своей основной деятельности. Таким образом, экономическая модель в университете так или иначе одна, компоненты плюс-минус идентичны, а вот коэффициенты могут быть разные», — подчеркнул Шамиль Ахметов.